суббота, 9 февраля 2013 г.

проза тихий днепр при тихой погоде

        Неожиданно для нас началась Великая Отечественная война, потом так же неожиданно фронт пришёл в наши края. Внезапно оказались оккупированы немцами!    Это было осенью 1941 года. Зиму были во временной  оккупации, затем незваные «гости» оказались в Демянском «мешке», и наши войска нас освободили.  Население срочно  эвакуировали в тыл.   Мы уехали к осени 1942 года в Красноярский край,  в  Канский район,  село Сотниково.   Нас было две семьи Уткиных.

        Моя мама Уткина (Порядкова) Пелагея Антоновна родилась 21 октября 1905 года в Гнутище. По её рассказам, детства, как такового, у неё не было с десяти лет трудилась у частника.  С организацией колхоза вступила в него. Работала на разных работах,  а   больше     на животноводческой ферме.  Пред войной стала заведующей фермой.  Рабочих рук было мало, поэтому всегда сама и коров доила, носила корм, выносила навоз из стойл.

        Когда мой отец женился,  кирпичный дом разделили стенкой пополам: отцу досталась южная половина дома. Это произошло в 1929 году.

                Вырастили они семь детей: Сашу, Катю, Лёшу, Палю, Шуру, Нюру, Федю.  Никого, к сожалению, уже нет в живых. От своих родителей все они жили недалеко примерно в 500 метрах

          (Трудно обойтись без комментария этого абзаца воспоминаний Ю.П. Уткина: читая его скупые строки,  становится понятно дед и бабушка  по папе были хозяевами ещё более крепкими,  нежели родители его мамы!    Удивительно,  что новая власть не обобрала как следует настоящего  «кулака», хотя вполне возможно, что мальчик  Юрка  мог и не знать, или просто  должен был помалкивать о том, что и как в действительности происходило в жизни Уткиных, раз дед стал ездить на заработки    Слава Богу, что никого по его  повествованию никуда не выселяли и не «раскулачивали». Прим. ред.).

      У них был большой кирпичный дом, к дому примыкал кирпичный двор для скота. Рядом была усадьба с фруктовым садом, огородом, прудом, в котором разводили карасей. Держали большую пасеку пчёл. Тоже занимались землёй, держали скотину. Иногда дедушка ездил в Ленинград на заработки.

        Папины родители  тоже всю жизнь прожили в Гнутище: бабушка Уткина (Белова) Евдокия Фёдоровна родилась в деревне Левониха Демянского района Ленинградской области   (по административному делению СССР),  что в 15 километрах от Гнутища, в 1879 году. Умерла в 1955 году в возрасте 76 лет.  Мой дедушка Уткин Митрофан Алексеевич родился в Гнутище в 1863 году, а умер в 1940 году в возрасте 77 лет.

       Нюра, Коля, Лёша, Оля  уже ушли из жизни     (  к  1985 году).

                 Около дома и по улице росли вековые деревья, рядом была речка, заливной луг, лес. Вырастили они десять детей: Нюру, Полю, Ганю, Настю, Паню, Васю, Колю, Лёшу, Катю, Олю.  Все стали взрослыми   (и,  добавим, все скорее всего,  родились до революции: вряд ли столько детей выжило бы при или после коллективизации).

(Получается, что автор «забывает», что его дедушка и бабушка  по маме  к 1917 году были уже не только вполне зрелыми обоим более 40 лет людьми, но и крепкими хозяевами, раз имели столько недвижимости, земли и скота.   Опять же, Юрий Павлович поскромничал не назвал, сколько  же было  у них голов и каких этой самой скотины     В колхозе они могли оказаться  только после 1917 года). Прим. ред.

           Жили в большом рубленом доме; рядом с домом был огород, а к дому примыкал амбар для хранения зерна, продуктов.   Занимались землёй,  работали в колхозе,  держали скотину

            Если рассказать о маминых родителях, то моя бабушка Порядкова Анна Ивановна (Иванова) родилась в Гнутище в 1878 году, умерла там же в 1968 году в возрасте 90 лет. Дедушка Порядков Антон Дмитриевич родился в 1870 году здесь же, а умер в 1950 году в возрасте 80 лет. 

                Деревню нашу огибает небольшая безымянная речка, вытекающая из здешних родников: она никогда не высыхает. Есть много садов яблоневых, вишнёвых, сливовых, грушевых.  Ягод тоже большое разнообразие: малина, смородина, земляника, черника, брусника, клюква. Есть немало орешника. Словом, даров природы всем хватало с избытком.

             Местность здесь бугристая  и лесистая, полей больших нет.  Это край бедных подзолистых почв и еловых, сосновых лесов.  Не удобришь такую землю, не унавозишь урожая не получишь. Весной вывоз навоза на поля был главной задачей.  Занимались этим и стар,  и млад.  А леса в этих краях богатые, бескрайние, дичь разнообразная. Обилие грибов,  ягод и лесного аромата. В округе есть и небольшие озёра там ловили рыбу.   Перед праздниками за рыбой ходили к рыбакам Селигера там её было больше.

            « Все мои предки, которых я знал и помню, родились, растили детей, внуков и правнуков в деревне Гнутище  Молвотицкого  района  Ленинградской области   (теперь Новгородской).  Это настоящая глубинка    до железной дороги    70 километров   на Север,  до  станции  Лычково. Примерно такое же расстояние   и  на  юг до Осташкова,   расположенного на берегу озера Селигер.   До ближайшего берега этого озера  -  16 километров.   А  в  12  километрах от нашей деревни исток великой русской реки Волги.  Здесь у истока и деревня называется Волговерховье.

                                                  НЕМНОГО  О  ПРЕДКАХ.

              Читайте.  Это полезно, интересно, поучительно и обогащает чем-то новым. Что полностью подтверждает  то,  что всё новое это хорошо забытое старое.    Позволю  себе только некоторые комментарии чтобы понять,  почему автор писал так,  а не иначе,  хотя теперь нам,  пожалуй, были бы очевидны другие истины

                           В далёком уже   1987 году, свои мемуары  написал один из многих ветеранов железнодорожных войск  Советской армии    майор в отставке, житель Тюмени  Юрий Павлович Уткин.  Общаясь с ним очень долгое время,  наконец-то,  совершенно случайно,  узнал от него об этом факте,  и подумал,  что это бесхитростное описание жизни простого советского офицера, его службы и опыта, возможно, станет интересным другим людям.    Понимающим,  что  события  и факты  жизни и военной службы Юрия Павловича это одна из миллионов страниц живой истории не только наших войск страны,  развития её,  и не только СССР, транспортной системы.     Т.е.  тех железных дорог,  по которым мы и сейчас ездим

Один из тех, кто много строил...

Один из тех, кто много строил... (Сергей Лелеко) / история и политика / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий